image

Образование

Реализуемый уровень образования: дошкольное образование

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения: 5 лет

Численность обучающихся по реализуемой программе: за счёт средств местного бюджета:  260 детей

  • Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования -  дети в возрасте до 8 лет - 155 детей
  • Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования -  дети в возрасте до 3 лет - 51 ребенок
  • Реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования -  дети в возрасте до 8 лет - 54 ребенка

Образование осуществляется на русском языке

В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ государственная аккредитация образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования не проводится

ДОКУМЕНТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА  2019 - 2020 УЧ. ГОД

Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса

Списочный состав детей – 260. Возраст детей от 2  до 7 лет.

В саду работает 11 групп, из них 2 группы с коррекцией нарушений речи,  1 группа комбинированного вида для детей с ОНР и 8 групп общеразвивающего вида.

  • Первая младшая группа общеразвивающего вида (2-3 года) – 2 группы
  • Вторая младшая группа общеразвивающего вида (3-4 года) – 2 группы
  • Средняя группа общеразвивающего вида (4-5 лет) – 2 группы
  • Средняя группа компенсирующего вида (для детей с ОНР)(4-5 лет)– 1 группа
  • Старшая группа общеразвивающего вида (5- 6 лет) - 1 группа
  • Старшая группа компенсирующего вида (для детей с ОНР) (5- 6 лет)  – 1 группа
  • Подготовительная группа общеразвивающего вида (6-7 лет) – 1 группа
  • Подготовительная группа комбинированного вида (для детей с ОНР)(6-7 лет) – 1 группа

Организация образовательной деятельности  в  МБДОУ № 108

 Перечень услуг, оказываемых гражданам бесплатно в рамках реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

  • Реализация основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, в группах компенсирующей и комбинированной  направленности для детей с нарушением речи.
  • Организация питания и медицинского обслуживания детей.
  • Обеспечение безопасности воспитанников во время оказания услуги.
  • Проведение выставок, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий.
  • Участие воспитанников в международных, всероссийских, городских выставках, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях.
  • Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение воспитанников.
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Примерная основная общеобразовательная программа  «Детство»(программа)

image

Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт,  Н.А. Ноткиной  в соответствии с ФГОС;   СПб: « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014   

Реализуется на общеразвивающих группах и группах для ЧБ детей

Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – Познавать - Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Целевой и содержательный компоненты образовательной программы определяет ее концепция. В основе концепции три ключевые позиции.

1.Самоценность дошкольного периода жизни человека – обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.

2. Целостное развитие ребенка- единство индивидных особенностей, личностных качеств, освоение ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

3. Системность знаний – системный характер представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

        Образовательный процесс насыщен разнообразными социально педагогическими ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению воображения и фантазии. Каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобретает опыт успешной творческой деятельности в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, в математической, природоведческой и речевой сферах.

         Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

         Ведущие цели обновленной программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

 

Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до  школы»(программа)

image

Под редакцией  Н.Е.  Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  в   соответствии с ФГОС;  М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.

 Реализуется в группах компенсирующего и комбинированного  вида для детей с ОНР

 Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: 

  • патриотизм; 
  • активная жизненная позиция; 
  • творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; 
  • уважение к традиционным ценностям. 

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: 

игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, 

продуктивной, музыкально-художественной, чтения. 

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: 

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; 
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; 
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса; 
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; 
  • развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; 
  • уважительное отношение к результатам детского творчества; 
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; 
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. 

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. 

Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

 

Программа коррекционного обучения

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ (программа)

image

 Авторы   программы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина

 В программе освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приёмы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей – обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Методические положения иллюстрированы конспектами логопедических занятий, включают тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательных занятий по периодам, а также рекомендации к использованию лексического материала.

В содержании логопедической программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.

В программе реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • принцип единства, диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи.

 Общая цель коррекционно-развивающей программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами её выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. 

 

Парциальные программы дошкольного образования, реализуемые в ДОУ

Программа по музыкальному воспитанию детей  дошкольного возраста   «Ладушки» И.М. Каплуновой и И.А.  Новоскольцевой  (программа)

image

 Парциальная программа « Ладушки» соответствует требованиям  ФГОС дошкольного образования, направлена на личностно –  ориентированный подход к каждому ребенку, она учитывает  психолого – возрастные и индивидуальные особенности детей,  содействует охране и укреплению физического и психического,  развивает нравственные, интеллектуальные, эстетические  качества

 Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с  радостью и улыбкой. Эта задача — главная для детей всех  возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать

Программа «Ладушки» обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка:

  • эстетическое — развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;
  • умственное — развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;
  • нравственное — формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.

Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача — главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого — эмоциональная от­зывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

Методические принципы

-  Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно. Мы не принуждаем детей к действиям (играм, пению), а даем возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

-  Второй принцип — целостный подход в решении педагогических задач:

а)  обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;

б)  претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

в)  приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).

-  Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Если в младшем дошкольном возрасте восприятие музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать свое впечатление и отношение.

-  Четвертый принцип — соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, и мы даем им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступ­ления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре). Так дети выражают свое на­строение, чувства, эмоции.

-  Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Мы всегда встречаем детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорим добрые, ласковые слова: что мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады их видеть. Таким образом, группа детей и музыкальный воспитатель становятся единым целым. Вместе слушаем, вместе поем, вместе рассуждаем, вместе играем.

Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоя­тельной игровой деятельности.  

 

Программа обучения детей плаванию «Послушные волны»  А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова

image

 Программа обучения плаванию детей дошкольного возраста А.А. Чеменевой, Т.В. Столмаковой «Послушные волны» входит в комплект авторских программ, определяющих содержание целостной коммуникативной педагогической технологии физкультурного образования дошкольников. Программа предусматривает формирование у детей в процессе обучения плаванию элементарных технологических навыков, коммуникативной компетентности, развитие психических процессов познавательных процессов. В то же время программа нацелена на развитие физических и морально – волевых качеств дошкольников; ориентирована на гармоничное развитие всех мышц тела ребенка, укрепление его опорно – двигательного аппарата, повышение функций сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Программа представлена разделами «Познание» и «Здоровье». Каждый раздел программы представлен группой задач, решение которых определяет освоение детьми данной предметной области. Материал представлен в пошаговой форме и не имеет жесткой привязанности к возрасту

      

 

 Программа художественного воспитания, обучения и    развития    детей  от  2-7 лет «Цветные ладошки»      И.А. Лыковой (программа)

image

М: « КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА»,2006  Рекомендована Учёным советом ИХО РАО и  Межрегиональной общественной организацией                                                           

"Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукцией для детей".

По программе "Цветные ладошки" работают более 2000 дошкольных учреждений разных регионов России, Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Программа формирует у детей раннего и дошкольного возраста эстетическое отношение и художественно – творческие способности в изобразительной деятельности, знакомит детей с «языком» искусства, воспитывает художественный вкус, создаёт условия для многоаспектной и увлекательной активности  детей в художественно – эстетическом освоении окружающего мира.

 

 

 

«Добро пожаловать в экологию»

image

отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников, изложенные в трудах ученых, представителей петербургской школы Л.М. Маневцовой, Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Шиленок:

* Системное строение природы;

* Понятие « Живое» как основа экологического образования

* Единство живой и неживой природы

* Приспособление растений и животных к среде обитания и сезону;

* Единство человека и природы как основа экологического воспитания.

* Цель программы: Воспитание у ребенка основ экологической культуры

Задачи: Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы, логическое мышление, познавательно- исследовательскую деятельность, формирование представлений и системном строении природы, воспитывать бережное отношение к ней.

 

 

 

Инновационная  деятельность

Методический комплекс для работы с дошкольниками «Я  познаю мир» Т.А. Сидорчук

image

 Ульяновск, ООО « ВЕКТОР - С», 2014  Методический комплекс «Я  познаю мир» создан на основе  технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ  для решения задач ФГОС

 дошкольного образования и направлен на формирование у  дошкольников интеллектуально- творческой и познавательной  деятельности.